Развитие речи у детей и формы нарушений

Речьэто сложная функциональная система, для формирования которой необходимо своевременное развитие мозговых структур и их правильное взаимодействие, а также наличие социально-психологических условий для развития ребёнка, его психики и речи.
Для развития речи необходимо наличие нормального слуха у ребёнка.

Развитие речи у ребёнка начинается с первым его криком при рождении.
В дальнейшем речевое развитие проходит через определённые стадии.
С периода новорожденности до трех лет закладываются основы речевой функциональной системы: её структура, функции, взаимодействие с другими функциональными системами психики.

В формировании речевой системы принимают участие такие мозговые структуры:
• акустический анализатор, или гнозис речи, который обеспечивает узнавание различных звуков речи и звуковых рядов («речевой слух»), локализуется в височной доле мозга, зоне Вернике;
• кинестетический анализатор, или праксис речи, который обеспечивает моторное воспроизведение звуков речи, локализуется в зоне Брока доминантного полушария;
• первичные, вторичные и третичные поля перекрытия, которые обеспечивают полноценную организацию речевого акта и находятся на границе анализаторов (височная и теменная доли доминантного полушария);
• произносительная сторона речи – артикуляционный праксис зависит от состояния центральной и периферической иннервации органов речи (языка, губ, нёба, голосовых связок) и системы дыхания.
В зависимости от доминантности левого или правого полушария, у человека речевая система имеет свои особенности. При этом в организации речевого акта принимают участие оба полушария. Однако в детском возрасте до пяти лет доминантным в организации речевого процесса является правое полушарие.

Функции речи

1. Коммуникативно-регулирующая функция речи, которая является одним из способов общения с миром и взаимодействия с ним.
У ребёнка эта функция начинает развиваться раньше других, примерно в первые месяцы жизни и отражается в «комплексе оживления». При отсутствии правильного и раннего речевого общения с ребёнком задерживается не только развитие речи, но и развитие коммуникативной и эмоциональной сфер в последующем. С детьми нужно говорить, когда они ещё находятся в утробе матери! И говорить должны и мать, и отец!
2. Смысловая, или номинативная функция речи обозначает правильное понимание ребёнком звукосочетаний или слов, которые отображают конкретный предмет или живой субъект, действие или явление. Смысловая функция начинает развиваться у ребёнка с шести-семимесячного возраста, при правильном речевом воспитании – с ребёнком нужно говорить, называть окружающие предметы, действия и тому подобное.
3. Идеаторная, мыслительная функция речи начинает развиваться несколько позднее, примерно к трем годам с развитием мышления и лексико-грамматического строя речи, когда дети активно строят фразы, сложные предложения, имеют богатый словарный запас и умеют пользоваться грамматическим строем своего языка.

Структура речи

1. Фонетика – акустические и артикуляционные особенности звуков речи.
2. Фонематика – фонетический, фонологический, физиологический, психологический аспекты словообразования.
3. Грамматика – строй речи, формы словоизменений, словосочетаний, типы предложений.
4. Лексика – это совокупность слов языка или диалекта.

Этапы развития речи

Доречевой и предречевой периоды до года.
Начальный речевой период – до двух лет.
Развитие преимущественно импрессивной (внутренней речи) – два-три года, когда ребёнок набирает речевые символы.
Развитие экспрессивной (внешней) речи – три-четыре года, когда происходит формирование фонетики, грамматики, а именно – правильное понимание и воспроизведение звуков, слов, предложений.
Становление фонетики, грамматики, лексики, завершение формирования структуры речи – четыре-пять лет.
Таким образом, к пяти-шести годам при правильном речевом воспитании у ребёнка завершается нормальное развитие функциональной речевой системы и её структуры. А далее продолжается её совершенствование.

Причинами нарушений развития речи могут быть различные факторы: биологического и социально-психологического порядка.
К биологическим факторам можно отнести эмбрио- и фетопатии, метаболическая энцефалопатия, родовая травма, инфекционные заболевания ребёнка в первые годы жизни, различные интоксикации и т.д.

Особое внимание следует обратить на наличие неблагоприятных социально-психологических воздействий на развитие психики, речи и личности ребёнка с раннего возраста.
К ним относятся:
• психологическое отторжение плода матерью и членами семьи, которое воздействует на «психологическую матрицу» плода в период его развития в утробе матери (нежеланный ребёнок);
• психологическая травматизация матери в период беременности, особенно в последние месяцы;
• после рождения ребёнка – нарушение взаимодействий в системе «мать – дитя»;
• социально-психологические проблемы внутри семьи, взаимодействие членов семьи между собой;
• положение ребёнка в семье как личности, понимание его проблем, возможность и готовность семьи к их разрешению;
• различные факторы речевой депривации (недостаточное речевое общение, воспитание в доме малютки, двуязычие и другие).
Механизмы нарушений развития речевой функциональной системы в детском возрасте:
• нарушение созревания анализаторных систем речевой функции;
• недостаточность организующих зон речевой функции;
• социально-психологические недостатки, мешающие своевременному достаточному созреванию и формированию речевой функциональной системы;
• вторичная блокада развития речевой функциональной системы при первичной сохранности речевых анализаторных зон (умственная отсталость, нарушение слуха);
• появление у ребёнка негативных психологических комплексов на общение с окружающей средой и отказ от использования речевых способов общения.

Формы нарушений развития речи в детском возрасте

Задержка речевого развития (ЗРР) характеризуется замедленным темпом формирования, в основном, экспрессивной речи согласно стадиям её развития при относительной сохранности структуры речи. Речь развивается согласно этапам её развития, но с некоторым запозданием. Дети с задержкой речевого развития способны усваивать фонетику языка, самостоятельно овладевать речевыми обобщениями, правильно использовать грамматические конструкции родного языка.

ЗРР обнаруживается в младшем дошкольном возрасте вследствие речевой или социальной депривации или при наличии истощающих заболеваний в младенческом возрасте.
Медикаментозному лечению задержка речевого развития не подлежит. Коррекция проводится в условиях семьи после консультации с логопедом в возрасте после двух лет.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Формы дислалии: функциональная, механическая.
Функциональная дислалия характеризуется дефектом воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических поражений мозга. Причины такого нарушения речи многообразны: частые соматические заболевания ребёнка, минимальная мозговая дисфункция, избирательное нарушение фонематического слуха (ребёнок не различает или путает звучание фонем), социальная и речевая депривация.

Формы функциональной дислалии

Акустико-фонематическая возникает при изолированной несформированности фонематического слуха при сохранности физиологического слуха. Эта форма дислалии характеризуется неправильным восприятием некоторых речевых звуков (фонем) и неправильным их употреблением, возможна замена фонем, сходных по звучанию ( б– п, д– т).
Артикуляционно-фонематическая обусловлена недостаточным отбором фонем по их произношению в моторном звене речевого акта. При этом наблюдается замена одного звука другим, сходным по произношению, обычно более простым. Фонематический слух сохранен.
Артикуляционно-фонетическая характеризуется дефектами звукового оформления речи, обусловленными неправильными артикуляционными позициями произношения звуков. При этом звуки произносятся в непривычных вариантах при сохранном фонематическом слухе.

Для обозначения искажённого произношения звуков используют такие термины: ротацизм – дефект произношения звука «Р»; ламбдацизм – дефект в произношении звука «Л»; сигматизм – дефект в произношении шипящих и свистящих; йотацизм – дефект в произношении «ЙОТ»; капацизм – дефект звука «К»; гаммацизм – дефект «Г»; хитизм – дефект «Х».

Виды дислалий: простые и сложные дислалии.

Простые дислалии характеризуются дефектным произношением одного или нескольких однородных по артикуляции звуков.
Сложные дислалии характеризуются дефектным произношением разных групп звуков (шипящие, свистящие и т.д.)

Механическая дислалия – это нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическим дефектом периферического аппарата речи (губ, языка, нёба). Причинами могут быть – аномалии зубо– челюстной системы, изменение языка, укороченная уздечка языка.
Одной из форм механической дислалии является ринолалия, для которой характерно изменение тембра голоса (его гнусавость) и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (расщелина мягкого или твёрдого нёба). Вторично страдают фонематическая и лексико- грамматическая стороны речи.

Реабилитация детей с различными формами и видами дислалий неоднозначна. К ней относится, прежде всего, лечение у семейного врача, отоларинголога, работа с семьёй по воспитанию речи ребёнка, коррекционные занятия с логопедом.
При наличии у ребёнка сложной дислалии и недостаточности фонематического слуха необходимо обучение его в группах ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) логопедического детского сада.
При механической дислалии необходима консультация и лечение у ортодонта, который поможет исправить прикус или другие дефекты челюсти.

При ринолалии необходима консультация и возможно последующее хирургическое вмешательство для исправления расщелин нёба или других дефектов. В последующем с двухлетнего возраста ребёнок должен получать логопедическую коррекцию в группах для ринолаликов или индивидуальные занятия с логопедом.
Общее недоразвитие речи – ОНР представляет собой одну из форм недоразвития речи, которая возникает вследствие нарушения созревания мозговых структур и функциональных систем, отвечающих за развитие речи ( гностические, кинестетические, оптико-пространственные), а также их межполушарные связи. В клинике наблюдается недоразвитие всей структуры речи и её функций.

Различают три уровня недоразвития речи:
• 1 уровень ОНР характеризуется наличием зачатков общеупотребительной речи: дети пользуются звукоподражанием, отрывками слов, искажёнными словами одно- или двухсложной структуры, которые правильно соотносятся с предметами, или заменяются близкими по смыслу звукосочетаниями, а также жестами, имеются единичные фразы.
• 2 уровень ОНР характеризуется большей речевой активностью ребёнка и пользованием речи при выполнении заданий. В словаре ребёнка преимущественно имеются существительные, глаголы, редко предлоги и частицы, обнаруживаются поиски слов и звуков. В грамматическом строе речи изобилуют неправильные конструкции и резко выражены аграмматизмы, сокращение структуры многосложных слов и значительные недостатки со стороны произношения.
• 3 уровень недоразвития речи у детей характеризуется наличием фразовой речи, имеются простые и сложные предложения, но остаются аграмматизмы в сложных предложениях. При ускорении темпа речи или в незнакомой обстановке у ребёнка может проявиться сложная дислалия.

Динамика развития речи у этих детей положительная, особенно при рано начатой логопедической коррекции не позднее трехлетнего возраста.
Реабилитация детей с общим недоразвитием речи неоднозначна и зависит от уровня недоразвития речи и возраста начала логопедической коррекции. При этом не следует путать ОНР с задержкой развития речи: при ЗРР речь есть, а при ОНР её может и не быть до начала правильной коррекции.

Не следует ждать, пока ребёнок сам заговорит! Если к двум годам речи нет или она явно несовершенна, то следует бить тревогу и немедленно обращаться за консультацией к логопеду. Все возможные отговорки логопеда о том, что он оказывает логопедическую помощь только после пяти лет, не имеют под собой никаких оснований. Согласно приказам МЗ Украины, логопедическая помощь при детских поликлиниках оказывается детям с рождения. Вначале это консультативная помощь и обучение семьи, а при необходимости – коррекционная вне зависимости от возраста ребёнка.

При тяжёлых формах общего недоразвития речи, а именно 1 и 2 уровень ОНР, речевое здоровье ребёнка зависит от рано начатой логопедической коррекции – не позже двух лет либо раньше.
Коррекцию можно проводить индивидуально или в детских садах логопедического профиля. При этом обязательно следует учитывать направленность логопедического учреждения – для детей с тяжёлыми нарушениями речи – ОНР 1 и 2 уровня. Логопедические группы с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) детям с ОНР 1–2 уровня не подходят, так как в этих группах различные задачи и методики коррекции. Рано начатая коррекция даёт возможность ребёнку вовремя пойти в общеобразовательную школу и не иметь речевых проблем.

В случаях недостаточной и поздней коррекции после дошкольного учреждения такие дети имеют проблемы с речью – как устной, так и письменной, и должны обучаться в соответствующих классах речевой школы. Эти классы обучают по общеобразовательной программе и дают возможность детям после их окончания поступление в высшие учебные заведения.
Алалия – это полное отсутствие речи вследствие врождённого недоразвития мозговых структур, участвующих в формировании речевой функциональной системы. По локализации недоразвития мозговых структур различают такие формы алалии: сенсорную, моторную, сенсомоторную и оптическую.

Сенсорная алалия характеризуется нарушением понимания речевых сигналов (речи окружающих людей) вследствие недоразвития речевых зон гностического анализатора. В клинике обнаруживается недоразвитие импрессивной (внутренней речи и её понимания) при отсутствии тугоухости и нарушений интеллекта. Характерно отсутствие большого разрыва между экспрессивной и импрессивной речью, сохранность интонационно-ритмической стороны речи, выраженный дефект фонематического слуха.
Дети «говорят» на своём языке, в словаре имеют несколько слов или звукосочетаний, повторы слов окружающих – эхолалии, сокращение слоговой структуры слова.

Моторная алалия характеризуется нарушением воспроизведения речи – речевого праксиса, и возникает вследствие недоразвития премоторных зон доминантного полушария. Различают афферентную и эфферентную моторные алалии.
Афферентная моторная алалия возникает вследствие патологии афферентной части речедвигательной функциональной системы; при этом нарушена проприорецептивная чувствительность и костно- мышечно-суставное чувства. Ребёнок плохо дифференцирует движения в речевом аппарате. В клинике обнаруживаются артикуляционные апраксии (нарушение движений органов речи при воспроизведении слова); плохое формирование программы слова, сложная дислалия из-за смешения близких звуков по моторному их воспроизведению.

Эфферентная моторная алалия возникает вследствие патологии премоторных зон и страдает преимущественно включение и переключение в двигательном речевом акте. В клинике выявляется первичное нарушение формирования экспрессивной речи, резкое ограничение словарного запаса, нарушение структуры слова, недоразвитие грамматики. Речь ребёнка понимают только близкие люди.
Оптическая алалия обусловлена недостаточным пространственным анализом и синтезом вследствие недоразвития теменных зон доминантного полушария. Речь характеризуется первичным недоразвитием импрессивной речи, бедностью словаря по пространственным понятиям, не сформированы временные и падежные окончания.

Сенсомоторная алалия – это комбинированное недоразвитие гностического и кинестетического анализаторов, что клинически характеризуется объединением признаков типичных для сенсорной и моторной алалии в разной степени выраженности. Интеллектуальная сфера ребёнка при этом первично сохранна.
Реабилитация детей с разными формами алалии требует специального лечения и длительной коррекции. Реабилитацию можно проводить в условиях речевого центра или амбулаторно с обязательным участием логопеда. Прогноз при рано начатой реабилитации для детей с моторной алалией благоприятный – дети в течение года научаются правильно говорить. Менее благоприятный прогноз для детей с сенсорной алалией, что требует длительной коррекции и лечения.

Светлана ЗИНЧЕНКО 
к. мед. н., профессор кафедры психологии Киевский институт социальных и культурных связей

Оставить комментарий

При заполнении формы обратите внимание, что отмеченные звездочкой (*) поля обязательны для заполнения.

Понравилась статья? Расскажите друзьям: